Перейти к публикации
Форум волгоградских родителей
Варвара

Сенсорная терапия (для участвующих в программе)

Рекомендованные сообщения

Решила создать эту темку, потому что:

1. Не все получается понятно отправит по почте, особенно текст-картинка-текст

2. Те кто не попал в программу, могут узнать о ней подробнее. В популярной форме будет дана информация о принципах сенсорного восприятия

3. Наиболее частые вопросы и ответы на них буду приводить тут.

 

Тест, по которому вы можете проверить, есть ли у вашего ребенка сенсорные проблемы приведен в сообщении №11

и кратко об интеграции и ее роли

Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями; они, главным образом, заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют скорее мышечную, или двигательную, природу, нежели ментальную. Поэтому первые семь лет жизни называются периодом сенсомоторного развития.

По мере взросления некоторые сенсомоторные процессы замещаются ментальными и социальными навыками. Однако именно сенсомоторные процессы лежат в основе ментальных и социальных функций мозга. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые семь лет жизни организация сенсомоторных про- цессов идет должным образом, ребенку потом будет легче осваивать ментальные и социальные навыки.

 

Одна из распространенных проблем - задержка речевого развития - может уже в раннем возрасте сигнализировать о нарушении работы мозга. Некоторые дети не слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке: они слушают речь, но слова как будто теряются где-то, проходя сквозь мозг. Другие дети знают, что хотят сказать, однако не справляются с артикуляцией. Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги. Таким детям задачи всегда кажутся труднее и непонятнее, чем прочим. Взрослым может показаться, что ребенку просто неинтересно, но неинтересно ему потому, что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения.

У некоторых детей отсутствует организация тактильных ощущений. Они могут сердиться или тревожиться, когда до них дотрагиваются, или даже вообще избегать всяких контактов, держась в стороне от людей. Слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной гиперактивности. Иногда ребенка могут раздражать свет или шум: внимательный наблюдатель заметит на лице ребенка выражение возмущения.

Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может ни объяснить свои проблемы, ни понять происходящее, потому что мозговые процессы бессознательны и контролю не поддаются

Нарушение обработки сенсорной информации - это состояние, которое характеризуется множеством симптомов и выражается в различных проявлениях.

В большинстве случаев мы наблюдаем поведенческие, а не сенсорные реакции. Например, ребенок, слишком чувствительный к прикосновениям, может срываться на истерику ежедневно, одеваясь перед школой.

Естественно, не каждый родитель заподозрит в этих истериках то или иное сенсорное нарушение.

И даже после того, как ребенок уже оделся, он может испытывать дискомфорт в течение всего дня в школе, потому что его тело не может привыкнуть к постоянным прикосновениям штанов к ногам, или рукавам, которые касаются рук.

 

Трудности в обработке ежедневных сенсорных импульсов могут создавать ряд проблем, включая все или некоторые из нижеперечисленных: неуклюжесть движений, поведенческие проблемы, беспокойство, депрессии, неуспеваемость в школе или социальная изоляция.

Детей с Сенсорной дезинтеграцией (SD) часто не понимают, ставят неверные диагнозы и подвергают жесткой дисциплине, потому что в большинстве случаев их действия трактуются как просто плохое поведение, а не нейрофизиологическая проблема.

 

Было обнаружено, что у большинства детей-аутистов также наблюдается SPD. Исследования показывают, что у 80-90% детей с аутизмом проявляются симптомы нарушения обработки сенсорной информации. Это осложняет дифференциальную диагностику, потому что в случаях, когда SD выражено очень сильно, ребенку могут по ошибке поставить диагноз "аутизм".

 

В таких случаях активное вмешательство может полностью изменить симптоматику в лучшую сторону и, как следствие, повлиять на выставляемый диагноз.

 

Для кого показана сенсорная терапия?

 

Дети со специфическими трудностями в обучении, такими как дислексия, дисграфия, дизорфография, слабое сосредоточение внимания

Дети с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания

Дети с ДЦП

Дети с аутизмом

Дети с задержкой психомоторного развития

Умственно отсталые дети

Дети с заболеваниями генетического характера (к примеру, синдром Дауна, Аспергера, Ретта, Вильямса, Тёрнера, Клайнфельтера)

Изменено пользователем Варвара

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

1. Общение ребенка. Узнайте об этом больше.

R000q2N174F3R687.jpg

Бенджамину три года. Он не производит впечатления ребенка, которому нравится общество других людей. Он предпочитает играть один, заставляя игрушечный поезд двигаться назад и вперед по рельсам. Когда он не играет со своими поездами, он всегда в движении, бегая из комнаты в кухню и обратно. Родители Бенджамина обеспокоены, так как он не говорит и не отзывается на свое имя.

 

Выясните, что нравится и что не нравится вашему ребенку.

 

Родители Бенджамина не знают как помочь ему общаться. Они даже не знают, слышит ли он их, когда они разговаривают с ним. Но они знают многие вещи о нем. Они знают что их ребенок любит есть, что любит делать, какими игрушками любит играться. Все это очень важная информация, которую они могут использовать, чтобы помочь ему.

 

Когда вы знаете что любит ребенок, вы знаете что будет мотивировать его к общению.

 

Какая самая любимая игрушка вашего ребенка?

Какая любимая еда вашего ребенка?

От каких физических движений ваш ребенок получает удовольствие?

С кем ребенок больше всего любит быть вместе?

Некоторые дети дают ясные подсказки о том, что они любят и что нет. Например, ваш ребенок всегда играет с одной и той же игрушкой или постоянно тащит вас к входной двери. В таких случаях легко понять что он любит. Но, иногда, вы должны пристально наблюдать за ребенком, чтобы выяснить его предпочтения. Вы можете, например, обнаружить, что он любит прыгать вверх и вниз, бегать вперед и назад или ползать под мебелью гораздо больше, чем вы себе представляли.

Изменено пользователем Варвара

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

То, что любят ваши дети может быть тяжело понять.

103012k19453B6b9.jpg

Ваши дети могут делать другие вещи, которые тяжело понять.

20B072k1U4L3Q781.jpg

 

И другие вещи, которые тоже тяжело понять.

g0S0D291h4p3m762.jpg

 

 

Деятельность, действия вашего ребенка показывают

вам как он воспринимает мир –

через движение, прикосновение, звук, зрение и запах.

Изменено пользователем Варвара

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Многие дети с РДА, как те, что показаны выше, необычно реагируют на окружающий мир. Это происходит потому, что они ощущают его иначе, чем мы с вами. Ваш ребенок может иметь повышенную чувствительность к определенным ощущениям, которая означает, что некоторые раздражители являются для него сильными стимуляторами. Если у вашего ребенка повышенная чувствительность, то он может испытывать болезненное состояние под действием некоторых раздражителей и будет пытаться избежать их. Например, у Кристофера, одного из детей, описанных выше, повышенная чувствительность к звуку работающего пылесоса, поэтому он закрывает уши, чтобы не слышать шум.

 

В то же время, у вашего ребенка может быть пониженная чувствительность к определенным ощущениям, и он стремится к ним потому, что требуется значительный раздражитель, чтобы стимулировать его. Дети, которые имеют пониженную чувствительность к движениям, проявляют особенную активность, бегая вперед-назад, качаясь или прыгая, поскольку стремятся получить необходимые им ощущения. С другой стороны, есть дети, у которых пониженная чувствительность к ощущениям, но при этом они остаются пассивными. Они плохо реагируют на окружающий мир потому, что не получают от него достаточно стимуляции.

 

Возможно, что ваш ребенок имеет смешанные реакции на ощущения – он может иметь повышенную чувствительность к одним ощущениям, и пониженную к другим. У многих детей с РДА пониженная чувствительность к речи, и они не реагируют на нее, несмотря на то, что звуки могут раздражать их. Если у вашего ребенка проблемы с восприятием звуков речи, то ему сложно обращать внимание на то, что вы ему говорите.

 

Поведение детей, описанное выше, за исключением Брента, может быть объяснено повышенной или пониженной чувствительностью к определенным ощущениям.

 

Как и многие дети с РДА, у Брента - маленького мальчика, который не знает как нажимать на педали трехколесного велосипеда - существует проблема моторики , которая означает, что ему сложно планировать и выполнять движения.

 

Если ваш ребенок имеет проблемы моторики, то он может ударяться о предметы. Или может играть с игрушками, повторяя движения, так как ему легче выучить одну последовательность действий, чем выучить множество. Речь является сложной задачей для некоторых детей с РДА частично потому, что она требует сложной моторики - огромной работы по двигательному планированию для губ, языка и горла.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь.

 

Многие проблемы обучения и поведения детей являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь.

 

В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств. Люди с дисфункцией сенсорной интеграции имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют их широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

 

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами

 

1 ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;

 

2 ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.

 

В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д. С целью избегания дискомфортных впечатлений ребёнок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных отрешённость или активных сопротивление защит от внешнего вмешательства и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится. Например, ребёнок избегает зрительного контакта, боится большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, отказывается от ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др. Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления. Т. о., дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция — в виде сенсорных защит, гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции.

 

Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Причём каждая сенсорная система может быть поражена различно, например, ребенок может иметь гипочувствительность к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствительность к слуховым, тактильным стимулам.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Плюсы методики -

Сторонниками этой методики считается, что ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях.

Только эта методика достапна для занятий с детьми с самыми тяжёлыми и множественными отклонениями, для детей с тяжелейшими формами умственной неполноценности, для начальной коррекции детей после тяжёлых черепно-мозговых травм.

Без этой методики невозможно представить себе занятия с детьми с ДЦП.

 

Минусы методики -

Сфера сенсорной интеграции - это прежде всего лечебный метод, используемый специалистом, поэтому использование родителями этой методики может быть разрешено ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после обучения родителей работе в данной методике и ТОЛЬКО под постоянным руководством специалистов по данному методу.

Изменено пользователем Варвара

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Большая часть процесса овладения языком и речью связана с переработкой информации, поступающей через несколько каналов связи одновременно. Например, чтобы повторить какое-то слово за мамой, ребенок должен расслышать каждый звук этого слова, а потом сообразить, как именно поставить губы, язык и прочие речевые органы, чтобы воспроизвести эту последовательность звуков. Чтобы понять, какой предмет называет мама, он должен видеть этот предмет.

Если отсутствует правильное взаимодействие сенсорных систем-проблемы с речью становятся более верятными.

Детям с синдромом Дауна нередко требуется помочь – научить их обращать на что-то внимание, смотреть, слушать и соответствующим образом реагировать. Если ребенка просят делать что-то одновременно (например, смотреть и слушать), у него может это не получиться. Ему может мешать то, что новые туфельки давят, шею царапает этикетка на колючем свитере, шумит кондиционер, может мешать какой-то запах.

Внешне сенсорная дезинтеграция может проявляться как гиперактивность и импульсивное поведение. Обратитесь к соответствующим специалистам, если у вас возникла эта проблема, так как сенсорная дезинтеграция мешает освоению не только речи, но и многих других необходимых навыков.

Когда речь идет об оптимальном развитии тела и мозга, терапия, основанная на сенсорном опыте и ответах на него, в некоторых случаях может оказаться эффективнее лекарств, психоанализа и системы поощрений и наказаний, в т.ч для овладения ребенком речью.

(Мои личные примечания. При обучении АВА в видеокурсе есть специальный урок, в котором говорится, что ава единственная эффектиная терапия, все остальные-неэффективны, при обучении DIR-автором утверждается что она эффективнее АВА, так как та - дрессура, а тут именно постановка правильного развития. Сенсорные тераписты хвалят свой метод. Поэтому мое мнение- к подобным заявлениям каждого вида терапий надо относиться спокойно, потому что сторонники хвалят именно свой метод. Каждому ребенку подбор методики нужно осуществлять идивидуально, а очень часто комбинированно).

Изменено пользователем Варвара

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Т. о., дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция — в виде сенсорных защит, гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции.

Что успешней корректируется гиперфункция или гипофунция(переизбыток или жажда)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Что успешней корректируется гиперфункция или гипофунция(переизбыток или жажда)?

Развить проще, чем подавить. При гиперфункции обычно применяются охранительные методики или специальные приемы, чтобы ослабить ощущение в данный момент, и только в ряде случаев активные методики. При гипофункции- активные,но более затратные по времени, однако с более благоприятным прогнозом в дальнейшем.

 

Так как при заполнении анкет у многих возникли трудности в связи с тем, что некоторые родители находят черты и той и другой функции, и часто приходится перезванивать и уточнять многие моменты, во избежание ошибок или сведения их к минимуму, я в ближайшие дни вышлю более конкретный (очень большой) опросник по каждой системе. Надеюсь на понимание, так как это в интересах ваших детей.

Изменено пользователем Варвара

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тест на сенсорный дисбаланс, который ведет к таким проблемам в поведении как онр, гиперактивность, нарушения поведения и развития различного вида. Если вы находите много общего с тем, что указано в тесте, то вы стоите на пути понимания того. что происходит с вашим ребенком и как ему помочь.

Замечаете ли вы, что ваш ребенок:

□ избегает пересекать среднюю линию своего тела: например, предпочитает повернуться всем телом вместо того, чтобы протянуть руку поперек осевой линии тела?

□ в целом развивается типично, но сталкивается с трудностями, учась читать или считать?

□ постоянно хочет играть/долго играет в подвижные игры, включающие раскачивание, бег, прыжки, и не устает дольше других детей?

□ демонстрирует резкие и неритмичные движения?

□ выглядит неорганизованным или «потерянным в пространстве»?

□ не может удержать взгляд на движущемся предмете или, переписывая текст с доски в тетрадь, «теряется» в строчках?

□ не особенно ловок в спортивных играх?

□ чаще сверстников падает и иногда терпит неуда-

□ чаще сверстников падает и иногда терпит неудачу, пытаясь предупредить падение (или вовсе не пытается удержаться от падения)?

□ становится тяжелым, когда вы пытаетесь помочь когда вы пытаетесь помочь ему переместиться в нужное положение и сохранить равновесие?

□ не может сидеть прямо или скрючивается сидя столом?

□ плохо справляется с заданиями, в которых задей¬ствованы обе руки и обе стороны тела, например с разрезанием бумаги ножницами (здесь надо держать одной рукой лист, а другой резать), прыжками с разведением рук и ног, завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т. д.?

□ меняет руки, выполняя задание (например при письме), хотя ему уже больше 6 лет?

□ путает право и лево, верх и низ?

□ переворачивает буквы зеркально, например Я и К, или пишет не слева направо, а в иных направлениях?

 

Замечаете ли вы, что ваш ребенок:

□ становится тревожным, будучи оторван от земли, или упорно старается сохранять вертикальное положение, стремясь к тому, чтобы ноги всегда находились внизу?

□ очень боится упасть, боится высоты?

□ боится ездить на эскалаторе и в лифте?

□ реагирует на движение или изменение положения головы появлением симптомов стресса?

□ избегает наклонять голову вниз или в сторону, и ему не нравится кувыркаться через голову

или просто переворачиваться, лежа на полу?

□ не получает в отличие от сверстников большого удовольствия от игры на детской площадке с гимнастическими снарядами, не любит движущихся игрушек и не играет в них?

□ избегает прыгать с высоты, а если и прыгает, то прыжок отнимает у него много сил и времени?

□ медленно ходит по лестнице, чаще других детей хватается за перила?

□ никуда не поднимается, даже когда имеет возможность держаться обеими руками?

□ пугается подъема по наклонной поверхности, словно вопреки реальности высота кажется ему

слишком большой?

□ особенно боится потерять равновесие?

□ во время поездок на машине боится резко поворачивать за угол или не любит очень извилистых дорог?

□ ошибается в оценке пространства и расстояний?

□ тревожится, если его внезапно потянуть за плечи, когда он сидит?

□ избегает игр, предполагающих непредсказуемыеперемещения окружающих, и особенно тех, что

угрожают его равновесию (пятнашки, футбол, «вышибалы»)?

□ выглядит тревожным, незащищенным, попадая на открытое пространство?

 

Замечаете ли вы, что ваш ребенок:

□ неуклюж или неловок?

□ избегает участия в спортивных играх или иных видах физической активности, или они ему не нравятся?

□ с трудом придумывает для себя новые развлечения или не понимает, как играть с теми или иными игрушками?

□ все время предпочитает следовать одной и той же схеме игры или выбирает одни и те же игры?

□ действует неэффективно: например, пропускает какие-то шаги или выполняет ненужные действия во время игры или занятия?

□ с трудом приступает к выполнению задачи или не может ее закончить?

□ затрудняется переключаться с одного вида деятельности на другой?

□ не может навести порядок в комнате и на столе?

□ подвержен физическому риску или часто натыкается/спотыкается о предметы?

□ дольше сверстников осваивает навыки, такие как завязывание шнурков, одевание, письмо, игры с мячом (в которых надо поймать мяч) и т.д.?

□ пытается верховодить сверстниками, направить игру так, чтобы обрести контроль над ситуацией?

 

 

Замечаете ли вы, что ваш ребенок:

□ не любит погружать пальцы в песок, макать их в специальные краски, касаться клея и тому подобных материалов?

□ не любит ходить босиком, особенно по песку или траве?

□ особенно придирчив к текстуре или температуре пищи?

□ терпеть не может, когда ему стригут волосы или

ногти на руках или ногах?

□ не любит, когда его касаются, даже по-дружески или из чувства симпатии, уворачивается от объя тий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического кон¬такта с друзьями, хотя с удовольствием болтает и общается с ними?

□ каждый раз реагируетна прикосновения по-разному и странным образом?

□ негативно реагирует на одевание, определенные виды или особенности одежды (например, на эла¬стичные манжеты, определенную длину рукава, швы и т. д.)?

 

 

Замечаете ли вы, что ваш ребенок:

□ не может закрашивать замкнутые области, не выбиваясь за линии контуров, или не может

проводить линии, когда рисует, раскрашиваетили пишет?

□ с трудом собирает мозаику и строит что-либо из кубиков?

□ не может рассчитать шаги, поднимаясь/спускаясь по лестнице или шагая с поребрика/на поребрик?

□ не любит незнакомые места, так как боится, что легко может там потеряться?

□ не видит сходства и различия в узорах или рисунках? □ с трудом находит что-либо в ящике стола или различает лицо в толпе?

□ долго возится с пуговицами/молниями на одежде или надевает обувь не на ту ногу?

□ работает с частями задания, но не видит целостной картины?

□ теряется в классе: не понимает, когда нужно сдать домашнее задание, где лежит точилка для карандашей, где на доске написано задание и т. д.?

□ не может резать ровно по линии и/или склеивать предметы и бумагу в нужном месте, занимаясь какими-нибудь поделками?

 

Замечаете ли вы, что ваш ребенок:

□ не всегда отвечает, когда к нему обращаются?

□ неверно понимает обращенные к нему слова?

□ путает схожие по звучанию слова (например, «принеси кошку» вместо «принеси ложку»)?

□ затрудняется повторить за кем-либо слова или предложения?

□ невнятно говорит: неправильно произносит слова или спотыкается на многосложных словах (напри¬мер, говорит «сипед» вместо «велосипед»)

□ частично понимает, но пропускает детали внятно произнесенных описаний, указаний или рассказов?

□ в тишине слышит хорошо, но в шумной обстановке путается?

□ не может верно указать направление, откуда идет звук?

□ не может смотреть и слушать одновременно?

□ на групповых занятиях (играх, уроках, лекциях) несколько отстранен, не интересуется происходя¬-

щим или вообще избегает групповых мероприятий?

□ странно отвечает на вопросы, неправильно их по¬нимая?

□ разговаривает монотонно или очень громко?

□ демонстрирует высокую чувствительность к шуму

и время от времени слышит то, чего не слышат

другие?

□ выглядит рассеянным или ошарашенным,

если вокруг смеются, шумят или разговаривают все одновременно (например, в кафе)?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Исследование. Была открыта биологическая основа нарушений обработки сенсорной информации у детей

Новые данные позволяют выделить нарушения обработки сенсорной информации как отдельное нейробиологическое расстройство

http://outfund.ru/byla-otkryta-biologiches...gracii-u-detej/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

РАССМОТРИМ НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

Дети с повышенной чувствительностью кожи не любят одеваться и раздеваться (трение кожи). Ярлычки, пришитые на одежде с изнанки, приходится срезать - они царапают. Соприкосновение открытой кожи с шерстью для таких детей невыносимо. Они не могут ходить босиком по траве, по песку и камешкам и даже по некоторым коврам (коврам из грубого волокна, мохнатым или очень мягким, по овечьей шкуре). Отказываются есть все липкое или требуют, чтобы им немедленно вытирали рот. Не могут есть варенье из ежевики с косточками. Часто предпочитают есть белковые десерты пластмассовыми ложечками. (Металл вступает с белком в химическую реакцию. Это преобразование ощущается чувствительными людьми как неприятное. В целом они очень разборчивы в еде.

В основном мы резко отрицательно реагируем на очевидно неприятные тактильные стимулы, например, на жука, ползущего по коже, или на внезапное прикосновение. У детей с гиперчувствительностью таких стимулов гораздо больше. Они сильно реагируют на раздражители, которые мы едва замечаем. Ощущения прикосновений приводят к серьезным сбоям в их нервной системе, что служит причиной негативных эмоций и неадекватного поведения.

Дети с повышенной чувствительностью иногда пред-почитают одежду с длинными рукавами, чтобы руки всегда были закрыты, или носят свитера даже в теплую погоду. Погрузить руки в глину, обмакнуть палец в краску, ходить босиком по траве или песку - всего этого они тоже могут избегать. Им не нравится, когда кто-то их моет, не нравится ходить в воде, поскольку брызги чрезмерно возбуждают их нервную систему. Определенные виды тканей, такие как шерсть, некоторые виды синтетики или грубые материалы также вызывают у них дискомфортные ощущения.

 

Признаки нарушения тактильной чувствительности(гипер и гипо):

– испытывает страх, тревогу или агрессию при лёгком или неожиданном прикосновении;

– в младенческом возрасте не любил/не любит, когда берут на руки или крепко обнимают: может выгибаться, кричать и вырываться;

– болезненно реагирует на смену подгузника/необходимость смены подгузника;

– боится или избегает находиться в непосредственной близости от других людей или детей (особенно в очередях);

– пугается, если до него/неё дотрагивается кто-то/что-то, кого/что он/она не видит (например, сзади или когда находится под одеялом);

– не любит, когда расчёсывают волосы. Может быть крайне придирчив(а) к типу расчески;

– не любит мятые простыни (т.е. старые, в складках);

– избегает групповых взаимодействий из-за страха чужих неожиданных прикосновений;

– противится дружелюбным или ласковым прикосновениям от кого бы то ни было, кроме родителей и родных братьев/сестёр (а иногда и включая их!);

– не любит чужие поцелуи, вытирает место поцелуя. Предпочитает обниматься;

– воспринимает как пытку капли дождя, воду из душа или дуновение ветра по коже , что приводит к нежелательным реакциям или к попыткам избежать данное воздействие;

– выдаёт гиперреакцию при лёгких порезах, царапинах или укусах животных;

– избегает прикосновения к некоторым видам материалов (одеяла, коврики, чучела животных);

– отказывается носить новую или жёсткую одежду, одежду из грубой ткани (водолазки, джинсы, головные уборы или ремни и т.д.);

– избегает игр с участием рук;

– избегает/не любит/испытывает отвращение к «грязным играм», например, в песок, глину, воду, клей, блеск, пластилин, слизь, крем для бритья/мыльные пузыри и т.д.;

– не любит, когда грязные руки, часто вытирает или моет их;

– чрезмерно боится щекотки;

– раздражают швы на носках, из-за чего может отказываться носить их;

– раздражает трение одежды о кожу, может захотеть носить шорты и футболки круглый год. Маленькие дети могут предпочитать оставаться голыми и всё время стягивают с себя одежду и подгузники;

– носит рубашки с длинными рукавами и длинные брюки круглый год, чтобы не оставлять кожу открытой внешним воздействиям;

– не любит, когда моют лицо;

– не любит, когда стригут волосы или ногти на ногах и на руках;

– сопротивляется чистке зубов и ужасно боится стоматолога;

– капризничает в еде, ест только еду определенного вкуса и консистенции, избегает пищи со смешанной текстурой, избегает приёма холодной и горячей пищи, не любит пробовать новую пищу;

– отказывается ходить босиком по траве или песку;

– ходит только на цыпочках.

Пониженная тактильная чувствительность (гипочувствительность):

– стремится дотрагиваться, дотрагивается до всего и всех;

– чувствует чужое прикосновение, только если оно происходит с повышенной силой;

– не реагирует на повреждения (например, порезы или синяки), при этом не боится уколов (даже может говорить, что любит уколы!);

– может не осознавать свои грязные руки или лицо или не чувствовать насморка;

– может проявлять самоагрессию: щипаться, кусаться или биться головой о стену;

– часто берёт разные предметы в рот;

– часто делает больно другим детям или животным во время игры;

– часто трогает успокаивающие себя поверхности или объекты (например, одеяло);

– ищет контакта с поверхностями и материалами, обеспечивающими мощное тактильное взаимодействие;

– очень любит и стремится к играм, подразумевающим возню;

– любит вибрации или мощные сенсорные воздействия;

– предпочитает и просит чересчур острую, сладкую, кислую или солёную пищу.

Изменено пользователем Варвара

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Признаки вестибулярной дисфункции

Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии. Гравитационных изменениях, движениях и положении в пространстве.

 

Признаки вестибулярной дисфункции:

 

– избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей);

– предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»;

– избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним;

– в буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет;

– испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска;

– боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки;

– боится отрывать ноги от земли;

– боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям;

– боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной;

– пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле);

– в младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков;

– боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами);

– в младенчестве не любит переворачиваний на живот;

– легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим;

– боится действий, требующих хорошего равновесия;

– избегает быстрых или вращательных движений.

или

– постоянно двигается, никогда не стоит на месте;

– страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения;

– обожает, когда подбрасывают вверх;

– может часами кружиться и не испытывать головокружения;

– любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений;

– постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами;

– обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу;

– является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью;

– всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;

– когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой;

– любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке).

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Проприоцептивные чувства: информация от мышц и суставов о положении тела, массе тела, давлении, растягивании, движении и изменении положения тела в пространстве.

 

Признаки проприоцептивной дисфункции:

 

1. Поведение, направленное на поиск сенсорных контактов:

 

– старается прыгать, сталкиваться, разрушать что-либо;

– топает во время ходьбы;

– стучит ногами по столу или по стулу, сидя за партой/столом;

– кусает или сосёт пальцы и/или часто хрустит костяшками;

– любит быть плотно укутанным в одно или несколько тяжёлых одеял, особенно перед сном;

– предпочитает максимально тесную одежду (максимально сильно затягивает ремни, капюшон, шнурки);

– любит/с энтузиазмом относится к играм, предполагающим хлопающие звуки;

– любит обниматься;

– слишком сильно стучит игрушками или предметами;

– любит «шумные», энергичные игры/возню;

– часто нарочно падает на пол;

– может часами прыгать на батуте;

– в течение дня скрипит зубами;

– любит толкать/тянуть/тащить вещи;

– любит прыгать с мебели или высоких мест;

– часто ударяет, толкает, пихает других детей;

– грызёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д.

 

2. Испытывает трудности с «дифференциацией движений»:

 

– неправильно оценивает степень сокращения и растягивания мышц при выполнении заданий/действий (например, при продевании рук в рукава рубашки или при подъёме);

– не контролирует степень давления при письме/рисовании – получает либо слишком бледный рисунок, либо от усилия ломает карандаш;

– письменные работы делает неопрятно, часто рвёт бумагу до дыр, стирая ластиком ошибки;

– постоянно ломает предметы и игрушки;

– неправильно оценивает массу предмета (например, стакана сока), который поднимает со слишком большим усилием, из-за чего сок проливается, либо со слишком слабым усилием, жалуясь на то, что предмет слишком тяжёлый;

– путает «тяжёлое» и «лёгкое». Держа два предмета, может не понимать, какой из них тяжелее;

– делает всё со слишком большими усилиями: хлопает дверями, слишком сильно нажимает на вещи, захлопывает крышки;

– играет с животными, прилагая слишком большую силу, зачастую причиняя им боль.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Признаки нарушения оральной (связанной со ртом) восприимчивости:

 

 

– капризен в еде, часто имеет экстремальные пищевые предпочтения (например, предпочитает ограниченный набор продуктов, только определенные сорта, наименования, отказывается от проб новой пищи, не ест в гостях);

– ест только «мягкую» пищу в форме пюре после 2-летнего возраста;

– давится твёрдой пищей;

– испытывает трудности с сосанием, жеванием и глотанием, может давиться или испытывать боязнь подавиться;

– не желает/отказывается/очень боится посещения стоматолога или лечения зубов;

– может есть только горячую или только холодную пищу;

– отказывается облизывать конверты, марки или наклейки из-за неприятного вкуса;

– не любит или жалуется на зубную пасту или ополаскиватель для рта;

– избегает приправленных, острых, сладких или солёных блюд, предпочитает простую пищу.

 

или

 

– может лизать, пробовать или жевать несъедобные объекты;

– предпочитает пищу с сильным вкусом (например, слишком острую, сладкую, кислую или солёную);

– испытывает избыточное слюноотделение после прорезывания зубов;

– часто жуёт волосы, одежду или пальцы;

– постоянно берёт всё в рот после выхода из младенческого возраста;

– ведёт себя так, будто любая пища имеет одинаковый вкус;

– всегда добавляет к пище слишком много приправ или соусов;

– любит вибрирующие зубные щётки и даже походы к зубному врачу.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Признаки обонятельной дисфункции (запахи):

 

 

– отрицательно реагирует или не любит запахи, которые чаще всего не беспокоят или незаметны для других людей;

– говорит другим людям (или разговаривает с ними) о том, как от них плохо или необычно пахнет;

– отказывается принимать какую-либо пищу из-за запаха;

– испытывает отвращение и/или тошноту от запахов в туалете;

– испытывает беспокойство/раздражение от запаха духов или одеколона, бытовых запахов, запахов готовящейся пищи;

– может из-за неприятных запахов отказаться играть в гостях;

– определяет, нравится ли ему/ей новой место или кто-либо по запаху.

 

или

 

– с трудом отличает, не замечает или игнорирует неприятные запахи;

– может выпить или съесть что-либо ядовитое, потому что не замечает неприятного запаха;

– не может определять запахи по тестовым полоскам;

– не замечает запахов, на которые обычно жалуются другие;

– очень внимательно принюхивается при знакомстве с новыми местами, людьми или предметами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Признаки дисфункции обработки визуальной информации (в отсутствие диагностированного нарушения зрения):

 

 

– чувствителен к яркому свету, косит глазами, закрывает глаза рукой, плачет и/или испытывает неудобство от света;

– с трудом удерживает фокусировку взгляда на задаче/действии, над которой работает, в течение необходимого срока;

– легко отвлекается на другие зрительные стимулы в помещении – движение, мебель, игрушки, окна, двери и т.д.;

– с трудом находится в ярких красочных комнатах или в полутёмных помещениях;

– трёт глаза, глаза слезятся, болит голова после чтения или просмотра телепередач;

– избегает контакта с чужим взглядом;

– любит играть в темноте.

 

или

 

– с трудом различает похожие напечатанные буквы или цифры, например, Л и П, С и О, квадрат и четырёхугольник;

– с трудом видит «полную картинку», т.е. фокусируется на деталях или узорах;

– с трудом находит нужные предметы среди других, т.е. бумаги на столе, вещи в ящике шкафа, продукты на полке магазина, игрушки в корзине;

– часто теряет место, на котором закончил переписывать текст из книги или с доски;

– с трудом контролирует движения глаз при отслеживании движущихся объектов;

– с трудом различает цвета, формы и размеры;

– часто теряет место, на котором закончил чтение или решение математических задач;

– при переписывании меняет местами буквы в словах или читает слова задом наперед, например, «нос» вместо «сон», «он» вместо «но» после первого класса;

– жалуется на «двоение в глазах»;

– с трудом находит различия на картинках, в словах, символах или объектах;

– не выдерживает постоянных интервалов между словами и размер букв при письме и/или выстраивании в ряд цифр при решении математических задач;

– испытывает трудности при решении картинок-загадок, копировании форм и/или вырезании/отслеживании по линии;

– имеет склонность косо располагать текст на странице (строки вниз или вверх);

– путает право и лево;

– легко устаёт от учёбы;

– испытывает трудности с пространственными связями, может натыкаться на объекты/людей или ступать мимо ступенек.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...