Перейти к публикации
Форум волгоградских родителей
Igra-maga

Методика М.Монтессори

Рекомендованные сообщения

Девочки, оговорюсь сразу, что мое знание методики касается общих вопросов и по возрасту до 3-х лет. Группы 0-3 "Вместе с мамой" довольно-таки молодые, некоторые моменты в ней дорабатываются, оборудование 3-6 адаптируется под малышей, но результаты уже есть. Детки, пришедшие из группы в сад отличаются от остальных умением концентрироваться, уверенностью в выборе материала(игрушек), самостоятельностью и т.д.

 

С удовольствием отвечу на ваши вопросы о методике.

 

Монтессори. Кто это? Что это?

5af336454ec2t.jpg

 

 

6 января 1907 года, при Мария Монтессори открыла первый «Дом ребенка» - школу для детей с отставанием в развитии. В дальнейшем ее опыт получил практическое применение при воспитании здоровых детей. Уже после смерти Монтессори на базе ее идей сформировалась целая система, позволяющая детям гармонично расти, развиваться, познавать мир вокруг. И хотя Монтессори писала о воспитании детей с 3 – х лет, ее методика широко используется в воспитании гораздо меньших крох.

 

Методы Марии Монтессори отличаются гуманистической направленностью, в центре ее внимания — ребенок, которого Монтессори называет «строителем собственной личности», и потребности его развития.

 

Свобода – здесь ключевое слово. Ребенок должен быть свободен в своем творческом пути к познанию.

 

Ребенок обладает уникальным впитывающим разумом, жаждой познать все вокруг. Ребенок впитывает бессознательно, и эта информация закладывается в основу его личности, интеллекта. Прежде всего родитель должен «не мешать» ребенку, бессознательно реализующему свой внутренний план развития. Взрослые не должны считать, что содержание духовной жизни ребенка определяется родительской волей и что из ребенка можно «лепить, как из воска».

 

Обязательным условием автор методики считала создание специальной «подготовительной среды». Сегодня возможность нахождения ребенка в такой среде предоставляют детские центры раннего развития, но в идеале и дома родители должны создать необходимые условия для развития.

 

Условно пространство Монтессори-группы разделено на особые зоны, которые способствуют развитию навыков практической жизни, тренируют сенсорные способности ребенка, позволяют развивать родную речь и математические способности, а также включают материал, помогающий ребенку понять мир, в котором он живет, осознать свое место в «космическом пространстве».

 

Еще одно условие методики состоит в особой роли педагога(или родителя). Это позиция «активного наблюдения», когда ребенку предлагается развивающий материал без навязчивого контроля его действий.

 

В Монтессори-группах занимаются дети разного возраста. Со временем между ними складываются взаимоотношения, характерные для большой семьи, исчезает конкуренция, появляется желание помогать другому.

 

В правильно организованном пространстве и возникает «возможность следовать за ребенком по пути естественного развития, наблюдать, как растет человек»(М.Монтессори).

 

Как на практике это реализуемо? с чего начать родителям, решившим использовать метод при воспитании ребенка?

 

Расскажу немного о том пути, которым мы пошли. Стали посещать комплексные развивающие занятия. Мы пришли в клуб, когда Гришику «стукнуло» 9 месяцев. Потом я ознакомилась с некоторыми книгами самой Монтессори, их можно купить и даже бесплатно скачать. Сейчас я нахожусь в процессе организации монтессори-стайл у нас дома, а точнее зон практической жизни: собственная зубная щетка и мыло, зеркало с расческой, чашка, ложка, тарелка и т.д.– все в доступных местах. А главное, учусь наблюдать и фиксировать его маленькие шажочки к успеху. Я не ращу гения, я ращу личность.

 

 

Монтессори сегодня....7748681203dbt.jpg

Изменено пользователем Igra-maga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Маме на заметку. О потребностях и периодах развития ребенка 0-6 лет.

 

У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот – если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Базисными мы считаем потребности:

 

- В пище, тепле, сне

- В безопасности

- В принятии и принадлежности

- В уважении

- В самореализации.

 

Впитывающее сознание – это особый, присущий только детям до 6 лет механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все окружающее его как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.

 

Сензитивные периоды - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.

Границы сензитивных периодов не являются точными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев

 

- 0-6 лет - период развития речи. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году лавинообразно нарастает словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы. 2,5 – 3 года – наивысшая точка в расширении словарного запаса: ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения.

 

- 0-5,5 - лет период сенсорного развития, утончения восприятия органов чувств. Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности.

 

- 1-4,5 - лет период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. Ограничение двигательной активности детей часто ведет к задержке психического развития. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. К 4 годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движений, доступные взрослому человеку.

 

- 1,5-3 лет - период восприятия порядка. 2-2,5 года –наивысшая точка. Ребенок требует порядка, постоянства в окружающей среде, спонтанно ставит на место предметы, которыми пользовался, с необыкновенной тщательностью, почти ритуально, выполняет различные действия. Именно стабильность позволяет детям в этом возрасте решить свою главную задачу – отделиться от мамы, начать самостоятельно контролировать безопасность.

- 1,8-3,5 лет - период интереса к мелким предметам. Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки. Он познает дробность мира, проживает механизмы анализа (разделения целого на части) и синтеза (соединение частей в целое).

 

- 2-6 лет - период социальной адаптации. В этом возрасте ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Занимаемся по методике М.Монтессори. Что это дает ребенку?

 

Стоит ли предпочесть метод Монтессори? Ни за что – если вы не хотите, чтобы ребенок отнимал ваше время, бесконечно повторяя «Я сам» - в ответ на ваши попытки поскорее одеть, накормить, умыть. И если ждете от него бесприкословного послушания. И если педагог в вашем понимании – строгий воспитатель, активно направляющий детей в «верное русло». Да – только монтессори, если вы поощряете стремление ребенка к свободе и относитесь к нему, как к самостоятельной личности.

 

Когда родителям задают вопрос, какого результата он ждет от занятий, называют следующее:

 

Развитие логики

 

Развитие мелкой моторики

 

Физическое развитие

 

Обучение практическим навыкам

 

Развитие творческих способностей

Ребенок научится порядку К году ребенок учится выделять объект из фона. У него строится представление, как устроен мир. В 1,5 года ребенок беспокоится, если порядок вокруг него нарушается . Так проходит сензитивный период. Порядок необходим ребенку для сосредоточения и продуктивной работы. Ребенок в классе монтессори приучается к порядку довольно быстро, т.к. соблюдаются условия:

 

- у каждого предмета строго свое место

- постоянство методики воспитания

- правильные голосовые интонации

 

Если мама хочет максимально сохранить этот эффект дома, ей тоже придется «играть по правилам».

Ребенок будет самостоятельным. Да, но не без участия родителей, а с их помощью и невмешательством там, где малыш справляется и сам.

 

Общение с другими детьми. Социализация. Дети до определенного возраста не умеют полноценно общаться и тем более играть друг с другом. Но некоторое взаимодействие все же есть. В монтессори-классе оно регулируется правилами. Например, если один ребенок занимается с материалом, другой не должен ему мешать или отнимать материал. Можно помочь, если тот, кто начал работу первым не против.

 

Адаптация к детскому саду.

 

Ребенок в монтессори- группе получает

 

опыт общения с детьми

опыт общения с чужими взрослыми

опыт общения «по правилам»

адаптация без мамы (в тодлеровских группах – от 2,5 лет)

 

Что получает мама…

Конечно же, она учится общаться и наблюдать за своим ребенком в этом многообразии материала для различной деятельности.

Признание «я хороший родитель». Вы привели ребенка в группу, значит озабочены развитием его личности.

Поддержку и общение с педагогом и другими мамами.

 

А еще…

 

Модная методика. Да, занимаясь по монтессори, легко найти единомышленников не только в своем дворе, но и по всему миру.

Индивидуальное образование. Во-первых, оборудование столь разнообразно, что выбор ребенка делает каждое занятие уникальным. Во-вторых, монтессори группы состоят из максимум 5-6 человек. Задача педагога – вести наблюдения и фиксировать результаты работы каждого ребенка. Разновозрастная группа не предполагает сравнивание детей.

Изменено пользователем Igra-maga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Дом "в духе" Монтессори.

 

 

Я уже писала, и мы обсуждали это в темке про развивашки. Монтессори-среда дома - это дорого и неоправдано, вполне достаточно водить ребенка на занятия в центр. Кстати говоря, в Москве монтессори - клуб есть в каждом новом доме.

 

А что же тогда дома?

Я нашла образец, который показался мне очень привлекательным как с позиции развития ребенка, так и с чисто эстетической. Да, здесь использован некоторый классический материал. Да, все остальное можно назвать "условно" по монтессори, но... какая во всем этом гармония!

 

e2218dc5ade4t.jpg 811df01e0471t.jpg

e79b50f5667ft.jpg fba55473485dt.jpg

Изменено пользователем Igra-maga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Виола, получается, занятия именно этой методикой - это чистая случайность? или ты сравнивала с другими и приняла решение пойти именно на эти занятия? попадались в журналичих описания вальфдорской школы, тоже забавно. Никитиных просто обожаю читать.

кстати о них. они писали о том, что умственное развитие именно младенцев и самых маленьких детей напрямую зависит от развития физического, поэтому такое внимание уделяется раннему занятию плаванием и пр. спортом. в Монтессори о физическом развитии вообще не ведется речи?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
, занятия именно этой методикой - это чистая случайность?

нет конечно. мы пришли в клуб... но это был не первый и не последний клуб. В основном то, что предлагается в нашем городе - это комплексные развивающие занятия, мы с них начинали. На таком занятии я впервые увидела монтессори - материал: розовую башню, цилиндры... только недавно я узнала, как правильно с ними работать. Я имею общее представление о Никитиных и знаю, что ты интересуешься их методикой. Читала Домана... вообще я стараюсь узнавать о разных методиках, сравнивать. Вот эти вальфдорские куклы... мне это совсем не близко, хоть я и люблю сюжетные игры, кукольный театр.

в Монтессори о физическом развитии вообще не ведется речи?

Ведется, более того, знакомство с монтессори-средой начинается с "шумной комнаты". Спорткомплекс с обязательными кольцами, бум для хождения, бассейн с шариками, мягкие модули - это минимум того, что должно быть доступно ребенку. А уж он выберет сам... ведь детки все такие разные: один будет сидеть и слушать сказку, а другой носиться по комнате и улюлюкать.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Янотик

Отличная темка, Виол.

Я пробовала с сыном сама заниматься, когда он мелкий ещё был....шила для кроватки что - то типа панно...завязочки, замочки, липучки, пуговки....где-то валяется до сих пор...

Сейчас у нас в саду заметила элементы методики....те же мягкие строительные модули, обожаемые детьми и видела материал на моторику и развитие, но на открытом уроке не показывали.

 

зы: спорткомлекс у нас дома с года стоит...

 

Еще хочу спросить...Мне один знакомый, занимающийся с детками по М. сказал, что это не просто методика, а образ жизни, для дома в том числе. И если ребенок сталкивается с этими периодически на занятиях, а дома - нет, то толку не будет. Ты как считаешь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Я пробовала с сыном сама заниматься, когда он мелкий ещё был....шила для кроватки что - то типа панно...завязочки, замочки, липучки, пуговки....где-то валяется до сих пор...

зы: спорткомлекс у нас дома с года стоит...

 

Оооо... да ты продвинутая мама! Да еще сама шила, да спорт с года, просто БРАВО.

И если ребенок сталкивается с этими периодически на занятиях, а дома - нет, то толку не будет. Ты как считаешь?

 

Считаю, что занятий, в принципе, хватает, если раза 2 в неделю заниматься. И опять-таки, смотря какого эффекта ждать. Многие хотят, чтобы ребенок и дома приучался к порядку, тогда да - должны быть соблюдены условия, я писала о них выше. Кроме того, есть правила, я о них еще напишу. Вот что он имел ввиду? Покупать классический материал для дома? ИМХО нет смысла. во-первых, это дорого, а во-вторых, это не игрушки, к которым постоянно возвращаются. Ребенок овладел башней. Ура! усложняем... и еще мне кажется, что, если дома материал "мозолит глаза", ребенок потеряет интерес.

Изменено пользователем Igra-maga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
ИМХО нет смысла. во-первых, это дорого, а во-вторых, это не игрушки, к которым постоянно возвращаются. Ребенок овладел башней. Ура! усложняем... и еще мне кажется, что, если дома материал "мозолит глаза", ребенок потеряет интерес.

Согласна, внимание у них быстро переключатся и интерес теряется также быстро.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Янотик
Оооо... да ты продвинутая мама! Да еще сама шила, да спорт с года, просто БРАВО.

 

Считаю, что занятий, в принципе, хватает, если раза 2 в неделю заниматься. И опять-таки, смотря какого эффекта ждать. Многие хотят, чтобы ребенок и дома приучался к порядку, тогда да - должны быть соблюдены условия, я писала о них выше. Кроме того, есть правила, я о них еще напишу. Вот что он имел ввиду? Покупать классический материал для дома? ИМХО нет смысла. во-первых, это дорого, а во-вторых, это не игрушки, к которым постоянно возвращаются. Ребенок овладел башней. Ура! усложняем... и еще мне кажется, что, если дома материал "мозолит глаза", ребенок потеряет интерес.

 

Да шьется это в один присест, в принципе, за вечер, надо найти - показать.

Игрушки, особенно по методике, хорошие и действительно соответветствующие - оооочень дорогие, мало у кого есть возможность покупать. Дома у нас сохранилось несколько, купленных давно(до года), сын к ним вернулся сейчас, но как бы с другой стороны...

Т.е. если раньше стучалка деревянная - это была просто развлекуха, то сейчас мы учим по ней цвета, тоже касается и шнуровок, набирающихся как бусины, у нас в форме животных и еды. Изначально тренируют моторику, далее - по фантазии...

 

Про спорт - вообще считаю, что если есть возможность и позволяет пространство - крайне нужная вещь. Да, какое-то время нужно ребенка подстраховывать и учить. Не всегда хватает терпения. Шишки и слезы бывали. Зато сейчас - обезьянки отдыхают))))

(у нас комплекс не большой- лесенка, кольца, канат, перекладина).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Да шьется это в один присест, в принципе, за вечер, надо найти - показать.

 

Ян, вот здесь в темке выкладываем...

если раньше стучалка деревянная - это была просто развлекуха, то сейчас мы учим по ней цвета, тоже касается и шнуровок, набирающихся как бусины, у нас в форме животных и еды

Такие игрушки используются на занятии, но это не монтессори-материал. У нас дома тоже нет ничего "чисто монтессорного".

Не всегда хватает терпения. Шишки и слезы бывали. Зато сейчас - обезьянки отдыхают))))

(у нас комплекс не большой- лесенка, кольца, канат, перекладина).

 

этого более чем. Главное-кольца есть, они помогают правильному формированию плечевого сустава. Обезьянки )))) мы тоже обезьянки )))

Изменено пользователем Igra-maga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Про спорт - вообще считаю, что если есть возможность и позволяет пространство - крайне нужная вещь. Да, какое-то время нужно ребенка подстраховывать и учить. Не всегда хватает терпения. Шишки и слезы бывали. Зато сейчас - обезьянки отдыхают))))

(у нас комплекс не большой- лесенка, кольца, канат, перекладина).

засорю чуток тему... это ж не относится к М. наверно...

короче, я жужжу мужу, что нам пора устанавливать комплекс. он не верит(((

расскажите про ваши занятия. что деть может делать в 1,5 года на турнике?

но это не монтессори-материал

расскажи про классический материал.

в моем понимании это мини-кухня, мини-мастерская и т.п. или нет? воспроизведение быта взрослого человека.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
расскажи про классический материал.

в моем понимании это мини-кухня, мини-мастерская и т.п. или нет? воспроизведение быта взрослого человека.

 

Классический материал - это в первую очередь Розовая башня, коричневая лестница, красные штанги и многое другое - в сенсорике. М\л из зоны практической жизни(то, о чем ты пишешь): пересыпалки, переливалки, подметалки, забивалки - это можно организовать дома(необходимо знать параметры: цвет, прозрачность/непрозрачность, размер), но проблематично в использовании, т.к. надо убирать за ребенком.

По-хорошему, как я это вижу и к чему стремлюсь, дома должны присутствовать все зоны, наполненные доступным материалом. Про зоны я напишу обязательно.

 

ЗЫ Чем дальше в лес, тем толще партизаны...

Изменено пользователем Igra-maga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Янотик
Ян, вот здесь в темке выкладываем...

 

Такие игрушки используются на занятии, но это не монтессори-материал. У нас дома тоже нет ничего "чисто монтессорного".

 

 

этого более чем. Главное-кольца есть, они помогают правильному формированию плечевого сустава. Обезьянки )))) мы тоже обезьянки )))

ну теперь или вы к нам, или мы к вам)))соревноваться

 

засорю чуток тему... это ж не относится к М. наверно...

короче, я жужжу мужу, что нам пора устанавливать комплекс. он не верит(((

расскажите про ваши занятия. что деть может делать в 1,5 года на турнике?

про 1, 5 не скажу, не помню уже

сейчас у нас в фаворе:

-туда - сюда по лестнице

- висение на кольцах

- висение на турнике с подгибанием ног в коленях и подтягивания с помощью взрослого

- начались попытки залезть на канат и покататься

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

мы купили комплекс этот в 1 год и 5 месяцев где то, сначала ноль эмоций, валялся только на мате, через месяц примерно начал интересоваться, лазить по лестнице научился за 5 минут, только вверх, вниз - мы просто руки отпускаем и мама нас спускает, хотя я его заставляю ножками вниз перебирать спускаться. на турнике мы висим уже с года и трех месяцев наверное, в огороде, с моей поддержкой есессно, подтягиваемся тоже

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Зоны Монтессори.

 

Этой статьей постараюсь ответить на вопрос, какие же умения и навыки развиваются благодаря системе. Отводится ли внимание физическому развитию или творческому. Перечислю и дам обоснование зонам, которые в идеале присутствуют в монтессори - классе(центре). Их совокупность и формирует эту самую монтессори-среду.

 

1. Зона крупной моторики (шумная комната)

 

Ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое тело в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами.

Наверное, многие взрослые замечали, что здоровый маленький ребенок находится в непрерывном движении. То ему надо непрерывно залезать на диван и сразу же слезать обратно, то двигать по комнате тяжелое кресло или таскать подушки от дивана, открывать все дверцы шкафов, выдвигать ящики и т.д. без конца...

Результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов, а также формирование умений, навыков и потребностей.

 

2. Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности

 

Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка.

Казалось бы простое действие – опускает ребенок шарик в отверстие, а тот выкатывается в лоток. Чем же оно так привлекает малыша, что повторять его ребенок может 8-10 раз подряд?Действия, которые раньше совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного и важного навыка. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Интерес к деятельности поддерживается различными сенсорными впечатлениями (звуки, развития цвета, формы, шероховатости и т.д.).

 

3. Зона сенсорного развития

 

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Но нас интересуют не просто процессы сенсорного восприятия, но утончение восприятия. У ребенка до 5,5 лет очень велика потребность в действиях и деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях, ребенок идет по пути сенсомоторного развития.

Все материалы сенсорной зоны устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи.

 

4. Зона мелкой моторики и работы с сыпучими материалами

 

Ребенок в возрасте 1,5 – 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано с процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие (репрезентацию понятий и представлений). Очень важным является также осознание дробности мира.

 

5. Зона развития речи

 

В возрасте от 0 до 3 лет ребенок проходит огромный путь в освоении родного языка. Если при рождении он только отличает человеческую речь от других звуков, то к трем годам может общаться на языке. Этот феномен объясняется именно наличием у ребенка впитывающего мышления и языковой среды, в которой он находится.

. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас. Одновременно с развитием речи идет и подготовка руки к письму. В этой зоне мы встретим много упражнений, требующих очень точной координированной работы пальцев.

 

6. Зона изодеятельности

 

Ребенок от года начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребенка. Никакого образа в этих отпечатках еще нет. Затем ребенок начнет заполнять все предоставленное пространство ритмическим каракулями, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате проявились художественные способности, мы должны помочь ребенку «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию» (М.Монтессори).

 

323a4aea96det.jpg 0138ecfc63c6t.jpg 737362c22f5ft.jpg a44cb42e4ec8t.jpg

фото с сайта www.montessory-azbuka.ru

Изменено пользователем Igra-maga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Монтессори - педагог. Монтессори – родитель.

 

18e22094fb39t.jpg

 

 

Ребенок в монтессори- классе сам выбирает, чем ему заниматься. Факт. Но есть и оборотная сторона медали. Приходилось видеть, как малыш все 60(а то и больше) минут урока проводит в шумной комнате, разбрасывая шарики из бассейна, а мама с обреченным видом задается вопросом, а за то ли она заплатила. Хотя, в этом случае не следует волноваться, т.к. ребенок сегодня САМ выбрал физическую активность, а завтра займется еще чем-то. Бывает и другая ситуация, обычно у «новеньких», когда мама таскает малыша от одного модуля к другому с призывами «Покрути колесико!», «Продень шнурок!». Т.о. перечеркивая основы методики.

 

И все это вместо того, чтобы наслаждаться процессом, идти за ребенком, наблюдать за ним. Поэтому педагог в первую очередь работает с мамой. Нет, учить никого не надо: ни родителя, ни дитя. Мама является проводником между педагогом и ребенком, она способна как никто чувствовать своего кроху.

 

На первом этапе задача педагога – познакомить с правилами работы в группе и показать маме или ребенку(если тот готов воспринят, не забываем, что нормальная концентрация составляет в среднем 4 минуты ), как работать с материалом. В упражнениях нет ничего приблизительного. Монтессори дидактический материал - набор строго определенных по цвету, размеру и форме кубиков, цилиндров, вкладышей, рамок с гнездами, рамок для шнуровки и застегивания пуговиц…..Неправильный подход даст не тот результат.

 

А потом педагог и родитель наблюдают, фиксируют результаты, делают выводы о склонностях ребенка, его возможности концентрироваться, прилежности. Немаловажно, насколько гармонично ребенок действует в пространстве и как общается с другими детьми.

 

Уникально, я считаю, когда ребенок 2-х лет может довести бусинку до конца большого лабиринта или самостоятельно собрать все бусинки на нитку, и уж тем более радостно родителям, когда, увидев оброненные фасолинки, малыш несет щетку с совком.

 

Совместное творчество тоже немаловажно, поэтому его включают в «круг». Круг - это особая форма работы в методе Монтессори, включает в себя приветствие - "эмоциональное" начало работы, дети здороваются друг с другом и педагогами; пальчиковые игры; музыкальные минутки, а еще театр, лепка, рисование… и не важно, что большую часть сделает мама, а ребенок посидит на коленях. Увлеченность родителя – это отличный пример, и очень скоро масик заочет «сделать сам, как мама».

Изменено пользователем Igra-maga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Виола, расскажи про игры с водой? Щас сезон все-таки, не холодно переливалками заниматься)) для чего это? как организовать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

очень интересно. сппасибо.

в принципе ничего не знаю об этой методике, кроме ее названия. но почитав вас поняла, что похоже икея создает свои предметы детского итерьера очень близко к данной методике. практически все что всплывает в моей памяти, увиденное в детской секции икеи, сойдет как т.н. "материал".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Виола, расскажи про игры с водой?

 

Люб, раз уж тут о Монтессори, то расскажу об упражнениях с водой, хотя мне кажется, ты ждешь интересных игр с ребенком. Тут ничего нового не придумали: во время купания ребенку даешь стаканчики(прозрачные и нет), губку, можно пустить кораблики, порисовать пальчиковыми красками прямо на ванне...

 

Занятия с водой, это отдельная тема, сейчас, к сжалению не так много времени, но вкратце.

 

УПРАЖНЕНИЯ С ВОДОЙ

 

Надо начать с того, что эти упражнения полезны в первую очередь для развития мелкой моторики, но кроме того имеют терапевтический эффект: снимают повышенную возбудимость, успокаивают.

В условиях дома, да и детского центра не так просто организовать "мокрую зону"(по методике все "переливалки" должны стоять стационарно, а ребенок сам выбирает, с чем заниматься).

 

1. Водяная мельничка в тазке, ковшом льем воду.

2. Набор сосудов разных форм для переливания воды

3. Два тазика и половник для переливания воды

4. Миска с плавающими шариками и сито(ребенок ловит шарики)

5. Миска, веньчик, мыльная пена для взбивания.

 

Я перечислила только некоторые варианты, может быть они помогут разнообразить домашние занятия. Вообще Монтессори- это все же среда, все в комплексе. Конкретное занятие, вырванное из контекста, теряет свое "монтессори"- значение.

Изменено пользователем Igra-maga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
практически все что всплывает в моей памяти, увиденное в детской секции икеи, сойдет как т.н. "материал

 

Да, что-то действительно может сойти за материал, так многие педагоги и делают: собирают с миру по нитке. Но есть классический материал- основа: розовая башня, коричневая лестница, красные штанги... и много другое, чего в обычных магазинах не найдешь.

Изменено пользователем Igra-maga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне наконец-то попался журнальчик, где описана методика Монтессори внятно (я с компа не люблю читать, поэтому толком так и не познакомилась с нею). Я родитель в духе Монтессори!))) Меньше слов, больше дела, больше самостоятельности. Еще я просто в восторге от идеи разновозрастной группы. Смотрю, как весело дочь играет с племянницей-пятилеткой и как она кое-как пока играет с ровесниками и понимаю, что это - правильно. И для старших хорошо - ответственность, забота, бережное отношение к младшим. и для младших - есть куда тянуться.

Но кстати про "зону активности" в статье - ни гу-гу. эта часть вообще повсеместно умалчивается в рассказах о методике. :unsure:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я недавно заинтересовалась методикой Монтессори и решила почитать про нее в интернете. Гугл выдал ссылки, я зашла по некоторым.

И увидела сразу негативные мнения - Мария Монтессори отдала своего единственного сына после рождения в приют (он был незаконнорожденным, а в то время, в конце 19 века, это ставило крест на карьере). Второе - ее методика мало того что устарела, но еще и была придумана по заказу тогдашних капиталистов, чтобы воспитывать в школах не думающих, а умеющих хорошо работать руками рабочих. Я посмотрела - действительно в классической школе есть развитие бытовых навыков, мелкой моторики, основных знаний о мире. А где групповые игры и творчество?

Может, это очень субъективные мнения, но для замкнутого скромного малыша эта методика не подойдет, как и для слишком активного.

Я так понимаю, сейчас есть модификации этой методики, что более оптимально, потому что в развитии нуждается и правое полушарие мозга, отвечающее за творчество и коммуникацию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я почитала и точно поняла, что хочу! надеюсь места освободятся для нас.... Буду надеяться и ждать!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Я почитала и точно поняла, что хочу! надеюсь места освободятся для нас.... Буду надеяться и ждать!

нмчего такого в этой методкие нет..чоень распиаренная система...последнее время также много против нее отзывов как о системе не гибкой и сильно зависящей от ЛИЧНОСТИ преподавателя...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Второе - ее методика мало того что устарела, но еще и была придумана по заказу тогдашних капиталистов, чтобы воспитывать в школах не думающих, а умеющих хорошо работать руками рабочих. Я посмотрела - действительно в классической школе есть развитие бытовых навыков, мелкой моторики, основных знаний о мире.

Я помню глаза своего однокурсника. :very_funny: На третьем курсе универа на кафедре теоретической физики он узнал, что если снять рассекатель на газовой плите, то газ будет гореть факелом. :sm044: При этом молодой человек был круглым отличником и гением программирования.

 

Мое ИМХО: все хорошо в меру. И методика Монтессори - это здорово, если используется в качестве одного из элементов комплексного воспитания ребенка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
но для замкнутого скромного малыша эта методика не подойдет

а какой рез-т хотели бы получить родители? раскрепостить ребенка? он все равно САМ должен захотеть пойти на контакт, в любом случае его не надо теребить и заставлять общаться. или чтоб его не трогали и не ломали? так его и не будут там трогать.

как и для слишком активного.
на первой странице ТС - Виола- аккредитованный-дипломированный, в общем, спец по Монтессори - пишет,что есть зона активности в центрах. я так понимаю, что перемещаться из одной зоны в другую детей не заставляют, т.е. активный ребь хоть весь день там может пробыть. а м.б. ему педагог покажет нечто более заманчивое, он увидит пример других детей, кот. занимаются чем-то другим.

я вообще-то смотрела на детей только в других центрах. если я неправа, Виола меня исправит.

и сильно зависящей от ЛИЧНОСТИ преподавателя...

это в любой методике так. можно сколь угодно гениальное педагогическое открытие убить бездарным воплощением.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
а какой рез-т хотели бы получить родители? раскрепостить ребенка? он все равно САМ должен захотеть пойти на контакт, в любом случае его не надо теребить и заставлять общаться. или чтоб его не трогали и не ломали? так его и не будут там трогать.

То, что его не будут трогать, это один из принципов методики, пока ребенок не подошел к преподу, к нему не подойдут. Раскрепостить ребенка вряд ли получится, раз уж такой он, но заинтересовать, предложить игру (чего не сделают!) можно и нужно. Пример других детей не показатель, ребенок может так и сидеть дальше на своем коврике и наблюдать.

на первой странице ТС - Виола- аккредитованный-дипломированный, в общем, спец по Монтессори - пишет,что есть зона активности в центрах. я так понимаю, что перемещаться из одной зоны в другую детей не заставляют, т.е. активный ребь хоть весь день там может пробыть. а м.б. ему педагог покажет нечто более заманчивое

Педагог не покажет! А ребенок может и не захотеть подходить к нему.

Но не в этом суть. ИМХО коллективизм, принятый у нас в стране в процессе обучения, дает навыки коммуникации, что в жизни очень важно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
коллективизм, принятый у нас в стране в процессе обучения, дает навыки коммуникации, что в жизни очень важно.

Вот мне и кажется, что все хорошо в меру. Тот коллективизм, который нам навязывают, тоже порядком достает. Ходить строем, взявшись за руки, сидеть парами за одной партой и т.д. Столы должны быть индивидуальные. Это дебилизм полный - сидеть парами. Это я уже не в тему немножко...

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Педагог не покажет!

Виолу надо в тему. Она точно знает, как должно быть правильно.

В другой теме я то же опасение со слов одного приятеля-папы высказывала ей, она сказала, что это не так. т.е. та кне должно быть, но так может быть, потому что любой принцип может быть доведен до идиотизма.

Тот коллективизм, который нам навязывают, тоже порядком достает. Ходить строем, взявшись за руки, сидеть парами за одной партой и т.д.

+1

я точно была ребенком Монтессори)) и до сих пор успешнее всего учусь сама, даже и по книжкам и видео в инете, когда никто не лезет, не тормозит процесс и не бежит вперед. учусь в таком темпе, как мне это надо.

а общение - с садика уже все про окружающих поняла и не ошиблась. в топку коллективизм.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
я точно была ребенком Монтессори)) и до сих пор успешнее всего учусь сама, даже и по книжкам и видео в инете, когда никто не лезет, не тормозит процесс и не бежит вперед. учусь в таком темпе, как мне это надо.

а общение - с садика уже все про окружающих поняла и не ошиблась. в топку коллективизм.

Я тоже сама неплохо учусь. Но педагог нужен, есть такие вещи, которые лучше один раз увидеть вживую, чем сто раз на видео (например, как сворачивать роллы в рулет, наращивать ногти). Это про практику, а не про теорию.

Я не думала, что буду сама так когда-нибудь говорить про коллективизм, т.к. в школе его хлебнула через край. Но учиться в универе пришлось в коллективе, в одиночку там, где я училась, никак. И работа тоже в коллективе, взаимодействовать приходится с людьми в любом случае (даже фрилансеры тоже иногда общаются вживую с людьми).

Возвращаясь к теме - как в школе Монтессори этому научиться? Каждый сидит на своем коврике и занимается своим делом.

Мы живем в мире людей. Успешное общение - путь к успеху в жизни. Даже если ты что-то хорошо делаешь, это нужно еще и продать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Даже если ты что-то хорошо делаешь, это нужно еще и продать.

о да, как вы правы! :)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...